Педагогика Шахтерский педагогический колледж Профессионалитет

Метод проектов

 

Знание – столь драгоценная вещь, что его
не зазорно добывать из любого источника

 

Сегодня будущим специалистам Шахтёрского педагогического колледжа недостаточно одних только теоретических знаний – бурно развивающаяся наука приводит к их стремительному устареванию. Конкурентоспособность на рынке труда зависит от активности человека, гибкости его мышления, способности к совершенствованию своих знаний и опыта. Умение успешно адаптироваться к постоянно меняющемуся миру является основой социальной успешности.

В науке и практике образовательной деятельности предлагается большое разнообразие педагогических технологий, рекомендуемых для формирования компетенций у студентов. В своей работе мы взяли на вооружение метод проектов, который на наш взгляд позволяет решать проблему формирования компетенций у студентов как одно из требований образовательных стандартов.

Для студента проект – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала, средство самореализации; деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат.

Для преподавателя учебный проект – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектной деятельности, а также совместный поиск информации, самообучение, исследовательская и творческая деятельность.

Традиционная связь «преподаватель – студент» меняется на связь «студент – преподаватель». Это именно тот исключительный случай, когда от перестановки слагаемых меняется сумма (учебно-воспитательный результат). Особое значение приобретает привлечение студента к процессу поиска, в котором важным является не только сам результат, но и процесс достижения результата.

Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо, где и как я могу эти знания применить, – вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает образовательные системы, стремящиеся найти баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями. Если студент сумеет справиться с работой над проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям. Очевидно, что учить нужно именно тому, что может пригодиться, только тогда наши выпускники смогут достойно представлять отечественное образование.

Учитывая это, мы использовали студенческий проект для формирования ценности здорового образа жизни у студентов колледжа.

Проблема сохранения здоровья личности является одной из наиболее важных для современного общества.

Весьма актуальным является решение данной проблемы для будущего педагога, поскольку он – образец подражания для своих учеников. Отсюда возрастает необходимость учить будущих педагогов сохранять, поддерживать и укреплять свое физическое и психологическое здоровье с тем, чтобы полноценно трудиться, воспитывать здоровых учеников.

Исходя из этого, мы решили реализовать проект – «Я – за здоровый образ жизни». Его девизом стала китайская пословица «Скажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Вовлеки меня – и я научусь». Проект вошел в программу ежегодного мероприятия «Мы – поколение будущего», главной целью которого стало формирование ценности здорового образа жизни у студентов колледжа. Основными задачами проекта были определены следующие: подбор и анализ материалов по проблеме формирования ценности здорового образа жизни у студентов колледжа, изучение методов работы по формированию ценности здорового образа жизни, реализация собранных материалов.

В состав проектной группы вошли студенты второго курса. Студенты изучили большое количество материала по проблеме здоровьесбережения. Анализируя собранную информацию, они пришли к решению о необходимости организации обучающих занятий для участников проекта. Для более эффективного достижения поставленной цели были отобраны следующие блоки: мастерская, путь к успеху, лаборатория танца, спортивные эстафеты. Такой подход предполагал интеграцию педагогической, психологической, творческой и спортивной областей. Сочетание разнообразных компонентов способствовало рассмотрению понятия «здоровый образ жизни» с разных точек зрения и формированию мотивации на здоровый образ жизни у студентов

Подводя итоги, хочется отметить, что подобные мероприятия о здоровом образе жизни активизируют молодежь, быстрее заставляют их задуматься о своем здоровье, чем традиционные лекции и беседы о вреде курения и алкоголя. В процессе занятий участники самостоятельно приходили к выводу о значимости здорового образа жизни, выделяли условия, определяющие здоровый образ жизни, а также отмечали неразрывную связь между здоровьем и успехом в жизни человека. Таким образом, поставленные задачи выполнены, цель достигнута.